Фигурное катание

Деньги мимо фигуристов: секрет постановок программ в группе Тутберидзе

Даниил Глейхенгауз занимает почетное второе место в триумвирате имени Этери Тутберидзе. Правая рука главной женщины российского фигурного катания, ее бессменный хореограф и почти безотказный громоотвод во взаимоотношениях с подростками в «трудном возрасте» — кажется, сколько стоит «Хрустальный», столько в нем был и Даниил. Но на деле это не совсем так.Болельщиков-неофитов может удивить, что Глейхенгауз появился в знаменитой команде последним. Всё началось, разумеется, с Этери Георгиевны — она вернулась из США и начала обустраивать в Москве рабочую команду. Первыми ее элементами были выдающийся технический специалист Сергей Дудаков и хореограф Алексей Железняков, который, придя в фигурное катание из танцев, занимался одновременно и ведением джаз-класса, и даже постановками программ на льду. Несмотря на то, что в определенном смысле Алексей справлялся, в скором времени стало очевидно, что для выхода команды на топ-уровень нужен профильный постановщик — и Этери Георгиевна приступила к поискам.«Подставили щеку, а нас избили»: Железняков о ранимой Тутберидзе и жизни4 июля, 10:00Сперва она решила делегировать эту функцию приглашенным специалистам, главным из которых был Илья Авербух. Именно он поставил произвольную программу «Список Шиндлера» олимпийской чемпионке в командном турнире 2014 года Юлии Липницкой, и даже спустя почти десять лет этот номер котируется на уровне топ-3 в истории школы Тутберидзе. После Игр в Сочи Этери Георгиевна продолжила работать с Ильей Изяславичем уже над новой примой «Хрустального» Евгенией Медведевой. Но параллельно с этим Тутберидзе начала готовить своего постановщика, и самое любопытное, что конкурента на рынке себе помог взрастить сам Авербух.«

"Это был 2014 год, — рассказывал Глейхенгауз в эфире радио "Европа Плюс". — Я уже начал тренировать, в это время я еще катался в ледовых шоу у Ильи Авербуха. Поработал с ним два-три года, а он в этот момент работал с Юлией Липницкой, которая каталась у Этери. Как раз была Олимпиада в Сочи, где она в команде выиграла золото. И Этери обратилась к Илье: в команде у нее произошли изменения, ей нужен был новый человек, который отвечал бы за скольжение. Илья посоветовал меня".

© РИА Новости / Алексей Даничев | Перейти в медиабанкДаниил Глейхенгауз, Алина Загитова и Этери Тутберидзе (слева направо)© РИА Новости / Алексей ДаничевПерейти в медиабанкДаниил Глейхенгауз, Алина Загитова и Этери Тутберидзе (слева направо)В «Хрустальный» Глейхенгауз пришел из школы «Москвич» в возрасте 22-23 лет — и сразу окунулся в серьезную работу. По его словам, первое время он боялся делать замечания опытным спортсменам группы, ведь некоторые из них были старше него самого. И всё же со временем он нашел в себе силы заявить о намерении расширить свой функционал от простого тренера по скольжению до человека, ответственного за постановки. Первое время его идеи отвергались, однако в итоге Этери Георгиевна признала в нем перспективного постановщика.Первым по-настоящему звездным часом для Глейхенгауза-хореографа стала Олимпиада-2018 в Пхенчхане. До нее он уже был достаточно известен, но после превратился в автора чемпионских, идеально подогнанных под спортсмена программ, в которых умещались доселе невиданные техническая сложность и хореографические изыски. Универсализм и практичность постановок Глейхенгауза стали его визитными карточками на долгие годы.При этом Тутберидзе не держала его в рамках одной лишь хореографии. Более того, она всячески способствовала его проявлениям в роли тренера, причем до крайности универсального. Будучи как фигуристом-одиночником, так и танцором в своей спортивной карьере, Глейхенгауз не понаслышке знал обо всех аспектах фигурного катания с разных ракурсов, что помогло ему стать одним из первых конвергентных специалистов в данном виде спорта. Железняков: за холодной личностью Тутберидзе скрывается теплый огонек4 июля, 09:03После него Тутберидзе (кстати, едва ли не первый тренер-многостаночник в России) пыталась сделать нечто подобное из Сергея Розанова, сейчас схожим функционалом обладает тренер академии Евгения Плющенко Дмитрий Михайлов. В остальном мире стоит, пожалуй, выделить Бенуа Ришо — некогда просто хореографа, ставшего ныне полноценным тренером.Про универсальность Глейхенгауза в интервью рассказывали Майя Хромых и Анна Щербакова. Кстати, по словам последней, именно Даниил Маркович подтолкнул ее к первой попытке четверного прыжка — он же давал ей и самые первые рекомендации. А парники Евгения Тарасова/Владимир Морозов перед полноценным трансфером в «Хрустальный» весной 2021 года работали вместе с ним над техникой выбросов.И всё же глобально Глейхенгауз — хореограф с очень характерным, узнаваемым стилем. Будучи постановщиком «Хрустального», Даниил вынужден на каждый сезон готовить большое количество программ для звезд первой величины, и в каждом случае основными критериями его работы становятся не только эксклюзивность, но и удобство исполнения с учетом трудного технического контента спортсменов. В этих условиях присутствие в ряде программ похожих штрихов (например, большого количества махов ногами) абсолютно оправданно, с чем согласны и многие специалисты. К примеру, известный российский танцор Рамиль Мехдиев в интервью «Матч ТВ» оценил стиль Глейхенгауза следующим образом:«

"У него просто есть свой почерк. Посмотрите на те же балетные постановки — Мариус Петипа, к примеру. У него тоже были свои фишки. У Моисеева, у Эйфмана — да у всех. Их тоже в таком случае можно упрекнуть, что они сами у себя воруют. Невозможно же постоянно изобретать велосипед. Я, наоборот, считаю, что в этом талант Даниила — он ставит так, что это интересно смотреть. И зритель сразу понимает, что это его".

«Хореографию ненавидел». Как молодой тренер стал правой рукой Тутберидзе3 июня, 10:17Стоит также отметить его нетривиальный подход к выбору музыки. «Фрида» Александры Трусовой, саундтрек из сериала «Мастер и Маргарита» Анны Щербаковой, «Арцах» Аделии Петросян, «Шоу Трумана» и «Шторм» Камилы Валиевой, Me Voy Алины Загитовой — в карьере Глейхенгауза уже сейчас можно найти минимум с десяток программ под композиции, которые либо редко звучали в фигурном катании, либо не звучали вовсе. И каждая из них в том или ином смысле стала знаковой.Вместе с тем существует и очевидная проблема усталости. Вот что говорил на этот счет сам Глейхенгауз минувшей осенью:«

"Творческая усталость появляется в сезоне, даже в момент постановок думаешь — что еще придумать. Но есть год, когда ты ищешь музыку, потом отпуск. Пока творческого кризиса нет".

Конвейерная работа приводит к выгоранию, и хореограф «Хрустального» при сохранении текущей нагрузки рано или поздно рискует с ним столкнуться. При этом сократить количество постановок Даниил едва ли может, а если точнее — не факт, что он и его команда захотят этого.Почему так? По информации РИА Новости, полученной от нескольких спортсменов, в разное время работавших с командой Тутберидзе, Этери Георгиевна не любит, когда фигуристы обращаются за постановками к стороннему специалисту. Объяснение звучит примерно так: «У нас есть штатный хореограф – с ним и работайте».© РИА Новости / Рамиль Ситдиков | Перейти в медиабанкКамила Валиева© РИА Новости / Рамиль СитдиковПерейти в медиабанкКамила ВалиеваПочти наверняка основной причиной подобной категоричности может служить банальное удобство работы с готовым материалом, на формирование которого ты можешь повлиять. Давно известно, что сама Тутберидзе принимает активное участие в постановочном процессе – ей важно, чтобы программы были качественными и полностью соответствовали заявленным стандартам.Можно сказать, что сотрудничество с постоянным хореографом позволяет «Хрустальному» готовить программы под ключ, что исключает необходимость тщательной доводки их до ума после стороннего постановщика с его вкусом и собственными представлениями о прекрасном. А ведь подобные случаи в фигурном катании бывают, причем часто. Один из последних примеров — в сезоне-2019/20 Алексей Мишин оказался настолько не удовлетворен постановкой короткой программы Елизаветы Туктамышевой от Ше-Линн Бурн, что решил… полностью сменить к ней музыку, сохранив хореографию.Впрочем, меняют программы по ходу дела и в «Хрустальном», однако сделать это при наличии штатного хореографа гораздо проще, чем снова обращаться к дорогостоящему специалисту на стороне. Кроме того, помимо экономии времени (и, вероятно, денег) наличие одной-двух пар глаз помогает строже выдерживать некое подобие корпоративного стиля. Болельщику со стажем наверняка доводилось слышать что-то вроде «хрустальная» девочка» или «девочка Тутберидзе» — так вот, в формировании этого бренда стиль постановок играет далеко не последнюю роль.Враги из США, хамство Трусовой, спонсор от Путина: мощное интервью Родниной14 июля, 19:45Самому Глейхенгаузу такой расклад, надо сказать, тоже выгоден в самом что ни на есть прямом смысле — в финансовом. На членов сборной России (в «Хрустальном» таковых великое множество) федерация выделяет деньги для компенсации расходов на постановку программ к сезону. Суммы у всех разные, но в среднем мы можем говорить примерно о 60 тысячах рублей на одну программу — такой ценник, к примеру, называли несколько лет назад чемпионы Универсиады в танцах на льду Бетина Попова и Сергей Мозгов. С этой суммы, что называется, стоит начинать торги, когда мы говорим о спортсменах первой величины, и в случае со звездами уровня группы Тутберидзе конечные цифры почти наверняка оказываются выше.Обычно эти деньги переводятся фигуристу, а он сам уже решает, какому конкретно постановщику их отдать. При этом Глейхенгауз, по информации РИА Новости, средств за постановки в «Хрустальном» не получает — только зарплату. В чем же подвох? На самом деле всё просто. В нашем фигурном катании существует практика, когда деньги на компенсацию «постановочных» затрат федерация направляет напрямую постановщику, минуя фигуриста. Так бывает, когда фигурист или любое ответственное за него лицо заблаговременно уведомляет федерацию о том, кто будет ставить ему программу — и во избежание бюрократических проволочек средства сразу направляются ему. К подобному прибегают не очень часто, но все-таки это случается. К примеру, насколько известно, по схожей схеме компенсировали затраты на программы фигуристке-юниорке Камилле Нелюбовой, тренировавшейся в «Ангелах Плющенко» и покинувшей академию в нынешнее межсезонье.© РИА Новости / Александр Вильф | Перейти в медиабанкФигурное катание. Чемпионат России. Женщины. Короткая программа© РИА Новости / Александр ВильфПерейти в медиабанкФигурное катание. Чемпионат России. Женщины. Короткая программаВ «Хрустальном», по информации РИА Новости, действует та же система прямого перевода денег постановщику. Она легальна и не противоречит внутренним правилам федерации, однако это может говорить о том, что фигуристы группы либо не имеют выбора, либо у них просто не остается средств на работу с другим постановщиком. С другой стороны, когда с тобой на регулярной основе сотрудничает специалист столь высокого уровня, как Глейхенгауз, программы которого уже не один десяток раз доказали свою эффективность и к которому очередь на постановки извне занимают загодя, стоит ли о чем-то переживать?Самого же Глейхенгауза работа со звездами «Хрустального» делает одним из самых востребованных и обеспеченных хореографов страны. Несмотря на то, что постановщики его статуса могут получать за одну программу в районе 200-300 тысяч рублей (чеки от федерации явно поменьше), за счет массовости он эти суммы почти наверняка перекрывает с запасом. А когда работа приносит не только моральное удовлетворение, но и хороший доход, то и проблем с выгоранием быть не должно.Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»