В многочисленных комментариях на смерть двукратного олимпийского чемпиона более всего поразило огромное количество несправедливых обвинений Олега Протопопова в предательстве. Досталось даже тем, кто сообщил о печальном событии и о вкладе прославленных советских спортсменов в развитие фигурного катания. Мол, зачем пишите о предателе родины?И это говорится о человеке, который прожил в Ленинграде самые страшные первые месяцы блокады и был на волосок от смерти. В начале 50-х уже проявивший себя на соревнованиях ленинградский фигурист был призван на флот. Проходил службу сначала в Североморске, а затем в Губе Грязной, не имея даже возможности тренироваться. Его первый тренер Иван Богоявленский добился перевода в Ленинград. «В родном городе меня определили в боцманскую команду дивизии строящихся кораблей, — вспоминал Протопопов. — Служба была не сахар, но зато раз в неделю давали увольнительную, и можно было использовать это время для тренировок».Естественно, никакие секреты советского ВМФ, оказавшись на Западе, бывший матрос Протопопов ни швейцарским, ни американским спецслужбам не продавал. Да и врагом советского режима, как и диссидентом в традиционном понимании этого слова, не был. Он вообще жил в удивительной стране, можно даже сказать — на планете фигурного катания. Неважно, какие города были вокруг, советский Ленинград или швейцарский Гриндельвальд, Нью-Йорк или Токио. В жизни Протопопова были только лед, коньки, а еще партнерша, супруга и муза Людмила Белоусова.© РИА Новости / Дмитрий Донской | Перейти в медиабанкЛюдмила Белоусова и Олег Протопопов© РИА Новости / Дмитрий ДонскойПерейти в медиабанкЛюдмила Белоусова и Олег ПротопоповДвукратный олимпийский чемпион в начале 70-х безуспешно пытался доказать свое право творить на льду, не обращая внимания на планы ЦК КПСС по выполнению заданий очередной пятилетки. Как рассказал в одном из давних интервью сам Протопопов, до 1973 года они с Людмилой бились на всех соревнованиях и, лишь окончательно убедившись, что существующую в советском спорте систему не сломать, ушли в Ленинградский балет на льду.«»Мы записались на прием к будущему архитектору перестройки Александру Яковлеву, — рассказал в интервью во время чемпионата Европы-2002 в Лозанне Протопопов. — Он тогда ведал агитацией и пропагандой в ЦК КПСС. Будущий лидер горбачевской эпохи 40 минут продержал у входа, не пустив даже в приемную».Правда, потом у двукратных олимпийских чемпионов состоялся разговор с отвечавшим в ЦК КПСС за спорт Борисом Горбачевым и тогдашним председателем Федерации фигурного катания СССР Анной Синилкиной. Они предложили торжественные проводы на тренерскую работу, напирали на то, что нужно разивать артистическое направление у спортивных пар.Белоусова и, по большей части, Протопопов стали возражать: зачем нужно уходить, если их выступления приносят радость публике, а сами они могут кататься? «Да и вообще, почему нам кто-то должен был диктовать, как жить?» — возмущался, даже спустя много лет, Протопопов.В Ленинградском балете на льду у прославленных чемпионов тоже возникли проблемы. «Вы спортсмены, а нам нужны артисты», — прямо заявляли им. Даже ставки им пробивала тогдашний министр культуры Екатерина Фурцева. Она вообще настоятельно советовала переехать в Москву, но Олег никуда не хотел уезжать из родного города, где пережил тяжелейшие блокадные дни.«»Шесть лет мы катались инкогнито, — вспоминал Протопопов. — Наши фамилии стояли на афишах среди артистов кордебалета. И это при том, что был сольный номер, который публика заставляла исполнять «на бис» по пять-шесть раз. Тогдашний художественный руководитель балета на льду Адольф Хамзин открыто говорил, что не позволит устраивать сольный концерт в своем театре».У Протопопова была намного опередившая свое время идея увеличить сценическую площадку и создать первый в мире классический балет на льду. Труппа решительно выступила против. Как рассказывал Протопопов, до него доходили закулисные разговоры. Мол, в случае утверждения двукратного олимпийского чемпиона художественным руководителем балета на льду работать придется в десять раз больше при той же зарплате.Стали известны подробности смерти Протопопова10:34Мысль об отъезде у советских чемпионов возникла, когда Олегу было 47, а Миле — 44. Им постоянно намекали, что и с балетом пора заканчивать. Возникали проблемы с зарубежным гастролями, которые тогда были для советских спортсменов и советских артистов большой отдушиной. Уехать помог случай.«»Ленинградский балет на льду пригласили на гастроли в Бразилию, где нужно было выступать на маленьких площадках, — вспоминал Протопопов. — У нас не было в репертуаре такого номера, а бразильский импрессарио заявил: «Без Белоусовой и Протопопова даже браться за организацию гастролей не буду». Тогда и договорились с руководством, что в свой отпуск уедем в Швейцарию и подготовим специальный номер для бразильских гастролей. В Ленинград уже не вернулись».Для тех, кто помнит 70-е в Ленинграде, нет сомнений в том, что компетентные органы, безусловно, были в курсе планов фигуристов. Незадолго до отъезда якобы для подготовки номера они продали «Волгу» и многие ценные вещи. Зато в багаж Людмила упаковала свою швейную машинку, на которой шила костюмы для выступлений. Если бы партия и правительство были заинтересованы в том, чтобы гордость советского спорта и советского искусства оставались в родной стране, ни о какой «командировке» в Швейцарию и речи бы не возникло.Нельзя говорить и о том, что бегство за «железный занавес» было продиктовано желанием зарабатывать бешеные деньги. «Для нас этот вопрос никогда не был главным, — утверждал Протопопов. — В качестве солистов балета на льду во время зарубежных гастролей мы получали по десять долларов в сутки. Как-то раз разговорился с соседом по дому, знаментым оперным певцом Борисом Штокаловым. Он рассказал, что спел в Хельсинки партию Бориса Годунова и получил за это те же десять долларов. За огромный спектакль, идущий более трех часов! А нам за пять минут пребывания на льду такие деньги платили».© РИА Новости / Дмитрий Донской | Перейти в медиабанкЛюдмила Белоусова и Олег Протопопов, Ирина Роднина и Алексей Уланов, Тамара Москвина и Алексей Мишин (слева направо). Архивное фото© РИА Новости / Дмитрий ДонскойПерейти в медиабанкЛюдмила Белоусова и Олег Протопопов, Ирина Роднина и Алексей Уланов, Тамара Москвина и Алексей Мишин (слева направо). Архивное фотоУ Олега и Людмилы не было ни детей, ни учеников, ни близких друзей. Только фигурное катание и любовь, которую они пронесли через всю жизнь. Да еще огромное количество поклонников во всем мире, которое, увы, таяло с каждым годом. Среди своих программ, которых за годы в спорте и балете было множество, Белоусова и Протопопов выделяли одну. С номером «Смейся, паяц!» они завершали любительскую карьеру и начинали профессиональную.Как подчеркивал Протопопов, это был своеобразный протест против системы, в которой человек мог смеяться или рыдать, но ничего не мог изменить. «Весьма несведущие в музыке руководители Ленинградского балета на льду объявляли его как «Смейтесь, паяцы!» Это воспринималось в какой-то степени символично».Когда не стало Советского Союза, Белоусова и Протопопов очень долго не приезжали в родной город. Да и вообще в Россию. Их туда просто никто не звал. Первым позвал в 2003 году возглавлявший тогда спортивное министерство Вячеслав Фетисов. «Чувствуется, что это наш коллега, двукратный олимпийский чемпион! — с теплотой говорил об этом Протопопов. — Почувствовал это, еще когда он прислал поздравительную телеграмму к 70-летию. Первый раз за 48-летнюю карьеру получил поздравление от министра спорта».Белоусова и Протопопов не раз говорили о том, что, живя в Швейцарии, следят за жизнью в России. Только они не собирались менять свой привычный мир, в котором было только фигурное катание, на новую реальность, к которой в достаточно почтенном возрасте сложно привыкнуть. Можно говорить о непростом характере Протопопова, о его удивительном умении резать правду-матку в глаза руководству, но называть легенду отечественного фигурного катания предателем могут только те, кто либо не понимает значения этого слова, либо не знает ничего о жизни Протопопова.С таким же успехом можно потребовать изъятия из библиотек книг нобелевского лауреата Ивана Бунина и запрета на исполнения в филармонических залах и использования в программах фигуристов музыки Сергея Рахманинова. Давайте просто отдадим дань уважения великому спортсмену и найдем достойные слова для его проводов.«Вернусь с прахом жены»: великий фигурист Протопопов — о жизни без России18 июля 2022, 14:25