Сильнейшая фигуристка России в олимпийском сезоне может удивить всех небывалой постановкой на непривычную музыку. РИА Новости Спорт рассказывает, как Аделия Петросян готовится к Олимпиаде, на которую нас пока не допустили.
Миссия свободы против рабства
Тренерский штаб Этери Тутберидзе слегка приоткрывает занавес, чтобы все желающие могли подсмотреть за таинственным процессом. Сейчас проще всего решить, что новая программа Петросян на песни Шакиры – показательный номер сначала для тура шоу Тутберидзе (он начнется уже в марте, премьера номера запланирована на 20 марта в Ярославле), а потом и для гала в новом сезоне. Слишком уж нетипичная музыка для соревновательной программы. Ученицы Этери Георгиевны прежде никогда не катались под латиноамериканские ритмы.© РИА Новости / Сергей БобылевЭтери Тутберидзе (слева) и Аделия Петросян© РИА Новости / Сергей БобылевЭтери Тутберидзе (слева) и Аделия ПетросянФрагмент тренировки с постановкой программ совсем короткий – можно только рассмотреть работу над стартовой и финальной позой, несколько растанцовок, часть дорожки шагов и еще пару фишек, четко попадающих в музыкальные акценты. Выглядит захватывающе и только усиливает любопытство. Но главное в этом фрагменте – прожигающий все до земного ядра взгляд Аделии в один из моментов, который предполагает зрительный контакт со зрителями и судьями. Видно, как ей самой нравится тема, музыка и как она готова вкладываться в постановку эмоционально. Движения, предлагаемые Тутберидзе и Даниилом Глейхенгаузом, схватывает мгновенно и сразу преобразует под себя. Ее пластичность одновременно и наработанная, и природная – родители Петросян не были спортсменами, но занимались танцами и тоже здорово владеют своим телом.Аделия говорила, что быстрые танцевальные ритмы ей ближе, чем лирика.«»Я хотела танцевальную программу, просила тренеров, и они выбрали Майкла Джексона. Мне легче даются такие зажигательные, резкие, более четкие движения, когда музыка ритмичная», — призналась она в интервью ФФККР.© РИА Новости / Александр Вильф | Перейти в медиабанкАделия Петросян © РИА Новости / Александр ВильфПерейти в медиабанкАделия Петросян Теперь более подробно о музыкальном выборе – это две песни Шакиры Waka Waka и Hips Don’t Lie. Waka Waka – официальный гимн чемпионата мира по футболу-2010. По разным рейтингам и опросам ее признавали лучшей песней футбольных чемпионатов в истории. Первое место в чартах всех стран, бешеная популярность и узнаваемость. Правда, за пятнадцать лет актуальность немного подостыла. Но если рассматривать Waka Waka как просто танцевальную мелодию, это беспроигрышный вариант.Тем более что ее дополнили еще одним хитом Hips Don’t Lie. Эту песню можно назвать неофициальным гимном танцевального движения по всему миру. Ко всему прочему, под легкомысленные музыкальные ритмы в тексте раскрывается социальная тематика – на фоне флирта с сеньоритой Шакирой ее спутник рэпер Вайклеф Жан рассказывает о беженцах из стран третьего мира, дискриминации, гуманитарной помощи детям и своем призыве, идущем лейтмотивом через всю песню – No Fighting. Когда-то были цветы вместо пуль, теперь танцы вместо драки. На самом деле, конечно, у слова fighting гораздо более широкая коннотация, чем просто драка.Петросян — о Тутберидзе и Олимпиаде, главном страхе и словах Тарасовой27 января, 16:30В клипе на песню Шакиры, да и в тексте рэпера, упоминается также знаковый танец конга. Этот танец попал на Кубу с африканскими рабами. В смысле хореографии конга – выстроившиеся в шеренгу исполнители, отбивающие четкий ритм каблуками, с характерной особенностью – в каждом такте есть синкопа (слабая доля перед сильной). Позиции и шаги конги максимально просты. Его движения напоминают чуть скованную походку раба, одна нога которого прицеплена к тяжелому железному шару, чтобы не сбежал. Танцоры конга поднимают ноги в такт музыке, отмечая каждый удар сильным движением тела. По замыслу и ощущению это танец бесконечной внутренней свободы, хотя он зародился среди физически несвободных людей. Красивый символ, который при этом не бежит впереди песни.
Хватит консервативного подхода!
Отдельный повод для обсуждения – богатство вариантов в выборе костюма будущей программы. Допустим, пойти до конца во вдохновении Шакирой в клипе и перенести на лед костюм с открытым животом Аделия не сможет – есть определенные ограничения по проценту допустимого открытого тела в соревновательном костюме для женского одиночного катания. Но фасонов платьев для латиноамериканских танцев великое множество, можно подсмотреть идеи хоть в танцах на льду – там бывают целые сезоны, когда все катают латину, – хоть в паркетных бальных танцах.© РИА Новости / Александр Вильф | Перейти в медиабанкАделия Петросян© РИА Новости / Александр ВильфПерейти в медиабанкАделия ПетросянЕсть нюанс – пока мы тут мечтаем, как смело будет смотреться Петросян в новой постановке под Шакиру, нельзя забывать о традиционном выборе штаба «Хрустального». Вот сводка олимпийских программ прошлых лет:
- «Не отрекаются любя» и «Список Шиндлера» для Юлии Липницкой
- «Черный лебедь» и «Дон Кихот» для Алины Загитовой
- 20 ноктюрн Шопена и «Анна Каренина» для Евгении Медведевой
- Dangerous Affairs и «Мастер и Маргарита» для Анны Щербаковой
- «Фрида» и «Круэлла» для Александры Трусовой
- In Memoriam и «Болеро» для Камилы Валиевой
То есть это всегда была либо неспешная лирика, либо драма на стыке с трагедией, либо монументальная классика. Тутберидзе и Глейхенгауз не одиноки в своей приверженности проверенным вариантам, это общемировая практика. Мало кто готов экспериментировать с музыкой, когда на кону стоит олимпийская медаль.© РИА Новости / Сергей Бобылев | Перейти в медиабанкТренеры Сергей Дудаков, Этери Тутберидзе и Даниил Глейхенгауз © РИА Новости / Сергей БобылевПерейти в медиабанкТренеры Сергей Дудаков, Этери Тутберидзе и Даниил Глейхенгауз Такой консервативный подход (опять же, не применительно к Тутберидзе, а вообще как мировое явление) с высоты нашего 2025 года хочется критиковать. Если у фигуриста мало шансов попасть на пьедестал, он, казалось бы, вообще волен делать что хочет. Можно выбрать любую музыку, воплотить какой угодно образ, запомниться зрителям. Можно превратить свое выступление в перфоманс, как это однажды сделала, например, французская фигуристка Сурия Бонали. Когда на Играх в Нагано она поняла, что олимпийская медаль ей не достанется, решила уйти красиво и сделала в программе запрещенное правилами сальто. Прошло почти 30 лет, никто уже не помнит десятое место Бонали, но историю с бунтарским прыжком через голову от отчаянной темнокожей француженки вспоминают регулярно.Если же ты лидер, на тебе особая ответственность – вести за собой последователей и влиять на то, каким будет фигурное катание завтра. С учетом этих вводных как-то жалко выбирать избитые банальные варианты. Допустим, в этот раз получится выиграть, но кто через 30 лет вспомнит, как именно ты это сделал?С этой точки зрения латиноамериканская тема и Шакира – неожиданно смелый и классный вариант для Петросян в короткой программе. Для произвольной будет мелковато, а для короткой – самое то.© РИА Новости / Сергей Бобылев | Перейти в медиабанкАделия Петросян© РИА Новости / Сергей БобылевПерейти в медиабанкАделия ПетросянК слову, Аделия всегда воспринимает новые программы как повод для внутреннего роста. «Тренеры чувствуют, как я меняюсь, пробуют со мной новое и развивают то, что у меня получается. Надеюсь, в нашем апрельском туре у меня снова будет номер, с которым я смогу «расти», — говорила она в интервью РИА Новости.Шакира в этом смысле будет требовать от нее принципиально нового уровня владения телом, включения сложных элементов в танцевальный рисунок без потери качества. Но параллельно с этим она даст возможность сделать скрытое, но мощное персональное высказывание. Высказывание, достойное действительно большой спортсменки.Будет жаль, если весь этот потенциал останется только показательным номером. Но даже в таком случае за новым воплощением Петросян безумно интересно наблюдать.Муж на десять лет моложе: самая красивая фигуристка до эпохи Загитовой1 марта, 07:30