Российские танцы на льду переживают перерождение. Новые интриги, провокационная музыка и своя борьба за многополярный мир. РИА Новости Спорт разбирается, кто ворошит самый застойный вид фигурного катания.
Новая Навка и нелюбимый родственник
Танцы в нашей стране несколько лет были кем-то вроде нелюбимого родственника. Положено его звать на семейные праздники (они же чемпионат страны и другие турниры), но не очень хочется. Родственник какой-то непутевый — то женится, то разводится, то лечится от алкоголизма и депрессии. Тратит время впустую и ничего внятного не добился.Правда, такое отношение было распространено не среди зрителей в целом, а среди продвинутой части болельщиков и журналистов. Первым не нравилось, что у нас как будто вечно прошлый век по сравнению с новенькой блестящей канадско-французской школой. Вторым — что про танцы не читают так охотно, как про одиночное. Большая часть зрителей же по-прежнему с любовью смотрела танцы по телевизору и на соревнованиях. И только Федерация фигурного катания на коньках России философски посмеивалась, зная, что все движется по синусоиде, и даже за самым затяжным спадом последует подъем.© РИА Новости / Александр Вильф | Перейти в медиабанкЕлизавета Худайбердиева и Егор Базин© РИА Новости / Александр ВильфПерейти в медиабанкЕлизавета Худайбердиева и Егор БазинИ вот оно, кажется, началось! С начала сезона не покидает ощущение, что в наших танцах на льду случился рассвет. Не потому что готовы «дернуть Пападакисов», кто-то научился делать восьмерные твиззлы, или появилась новая Навка. К танцам в принципе эти критерии смешанных единоборств и чистокровного спорта не очень применимы. Танцы остаются театром, куда приходят посмотреть на интересные постановки, красивые костюмы, увидеть читаемые образы, поймать легкое дыхание между мужчиной и женщиной. Условно, в одиночном затруднительно достоверно показать, как Гамлет душит Офелию, а Ромео бросает первый нежный взгляд на Джульетту. В танцах — легко. И если раньше интересных постановок и индивидуальности в целом очень не хватало, сейчас ситуация изменилась.Самым большим спросом у массового зрителя пользуются постановки, отвечающие трем критериям: близкая сердцу музыка, под которую хочется хлопать; эмоциональность на разрыв; единое культурное пространство со спортсменами. Так что людям на трибунах от Магнитогорска и до Петербурга (это буквально первый и последний этапы серии) одинаково бодро зайдут условная «Макарена», «Ямщик, не гони лошадей» и «Кармен».
Бронза за андеграунд
При этом каждый может найти себе любимцев на вкус. Пара Екатерина Рыбакова/Иван Махноносов — обладатели классических чистых ног и несколько старомодных, но добротных постановок из школы в Медведково. Одна «Тоска» в произвольном танце чего стоит. © РИА Новости / Александр Вильф | Перейти в медиабанкЕкатерина Рыбакова и Иван Махноносов© РИА Новости / Александр ВильфПерейти в медиабанкЕкатерина Рыбакова и Иван МахноносовВасилиса Кагановская/Максим Некрасов еще не успели толком скататься, а уже получили от тренеров «Лунную сонату», огромный зрительский интерес и аванс от судей — на первом же турнире заехали в призы на второе место с небольшим по меркам танцев отставанием от лидеров.Ирина Хавронина и Девид Нарижный отвечают за резкий стильный минимализм. Елизавета Шичина и Павел Дрозд — ходячая (все же катучая, а то эпитет «ходячий» для танцоров сродни оскорблению) библиотека штучек, фишечек и находок. Даже в покрытой патиной опере «Самсон и Далила» они едут как в современном электромобиле.© РИА Новости / Александр Вильф | Перейти в медиабанкИрина Хавронина и Девид Нарижный© РИА Новости / Александр ВильфПерейти в медиабанкИрина Хавронина и Девид НарижныйХочется первозданной красоты Адама и Евы, если бы они жили в наши дни и смотрели «50 оттенков серого» — пожалуйста, Софья Леонтьева и Даниил Горелкин. За андеграунд отвечают Екатерина Миронова/Евгений Устенко из Петербурга — их произвольный танец поставлен на музыку в жанре дарк-кабаре в исполнении группы, которая поет про наркоманов, проституток и прочий декаданс. Это было не просто смело, а очень смело, как итог — окупилось бронзовой медалью этапа в Красноярске. Вообще кажется, что Миронова/Устенко могут провести самый успешный в карьере сезон и еще преподнесут сюрпризы.© РИА Новости / Илья Наймушин | Перейти в медиабанкЕкатерина Миронова и Евгений Устенко© РИА Новости / Илья НаймушинПерейти в медиабанкЕкатерина Миронова и Евгений УстенкоДля «олдов» — давно любимые и такие близкие Александра Степанова и Иван Букин в обертке от Александра Жулина. Их фактура позволяет просто выйти и стоять пять минут в стартовой позе, после чего все и так умрут от восхищения, но они продолжают пробовать себя в новой хореографии. Правда, остаются верны выбранному стилю с черными лаконичными костюмами, чтобы ничто не отвлекало от главного.«Собрались и набили морду»: огненная Худа — о травле, сплетнях и любвиВчера, 12:45Елизавета Худайбердиева/Егор Базин — прекрасный пример, как можно за два года рвануть вверх через два пролета. Их концерт Моцарта устроил настоящий сеанс массового гипноза с залом — люди на трибунах в Красноярске боялись даже дышать, не то что говорить и шуршать пакетами. При этом в ритм-танце — ироничный и милый, как комедии 90-х, оммаж на горе-шпиона Остина Пауэрса.У Анны Щербаковой и Егора Гончарова в произвольном довольно мрачная история с крайне необычной музыкой «Призрак Алепповилля» от современного композитора. Трудно представить, что в сборной на такое решится кто-то еще, кроме Екатерины Рублевой, Ивана Шефера и Сергея Плишкина. Тем ценнее эксперименты — из них в конце концов являют миру грани самые крупные бриллианты.© РИА Новости / Илья Наймушин | Перейти в медиабанкАнна Щербакова и Егор Гончаров© РИА Новости / Илья НаймушинПерейти в медиабанкАнна Щербакова и Егор Гончаров
Однополярный мир Жулина
Варвара Жданова и Тимур Бабаев-Cмирнов в произвольном танце по мотивам фильма «Жестокий романс» в Красноярске заслужили пока самые громкие овации за все этапы. Их провожали как в театре — со всех сторон кричали «Браво!». Да, отчасти эти овации были мохнатому шмелю, голубому платью Ларисы Огудаловой-Гузеевой и Эльдару Рязанову с Александром Островским. Все равно: нашли идею и поставили программу тренеры, а донесли до зрителя — спортсмены.Танцы часто обвиняют в трех грехах — непрозрачности оценок, невозможности обскакать иерархию и частую перемену слагаемых. С последним самое очевидное. Вроде начинаешь следить за парой, болеть за нее, а она через сезон разбегается. За этими беспорядочными танцевальными связями с попкорном наблюдают не только зрители, но и судьи. И они тоже, видя новую пару на льду, не всегда готовы оценивать ее без дисконта за свежеиспеченность. Свежесть ценится в осетрине, хлебе и ветре, но не в танцах.Чудо на льду: невероятное возвращение ученика Тутберидзе на Гран-при России10 ноября, 21:25Тут мы оказывается в другой конфликтной точке. Зачем нужны танцы, если классную пару с хорошими постановками игнорируют только потому, что мальчик и девочка впервые взялись за руки полгода назад? Но бывали примеры, когда это не мешало. Елену Ильиных и Руслана Жиганшина в сезоне-2014/2015 отправили первым номером на чемпионат Европы и мира, хотя они катались вместе меньше года. В прошлом дебютном сезоне Ирина Хавронина/Девид Нарижный получили бронзу на чемпионате России. Теперь вот Василиса Кагановская и Максим Некрасов набирают обороты — первый старт для пары, пусть пока только на этапе Гран-при России, обернулся уверенным вторым местом. Важнее тут баллы. Выиграть они вряд ли могли при чистом катании лидеров, но и ниже второй ступени опуститься не могли. Обычно за такие «гарантии» парам приходится много сезонов обивать бортики.© РИА Новости / Александр Вильф | Перейти в медиабанкВасилиса Кагановская и Максим Некрасов© РИА Новости / Александр ВильфПерейти в медиабанкВасилиса Кагановская и Максим НекрасовПолучается, что иногда очередь все же можно обойти с головы? Выходит, так. Не всегда это удается тому дуэту, за который болеет конкретный зритель; должно сойтись много факторов, но физическая возможность все же есть.Что касается непрозрачности в оценках и судействе в целом, то ее вряд ли можно убрать полностью. Все же это реально сложный технический вид со своей терминологией, в которой не обязаны разбираться все. Но сделать танцы понятнее можно. Если регулярно привлекать к комментированию живых, подкованных, бодрых экспертов. И чтобы их задачей была не раздача серег всем сестрам, а живой понятный рассказ: почему за эту внешне красивую дорожку шагов паре могут снять баллы. Как вращаются чемпионы. Кто и откуда заимствовал вот эту эффектную поддержку, а кто заморочился и придумал собственную кракозябру.Главная проблема — найти такого эксперта, потому что они вымирающий вид. Может, кто-то из ныне действующих спортсменов займется этим по окончании карьеры.Убивая прошлое: как Тутберидзе меняет парное катание5 ноября, 15:10Еще один сопутствующий грешок танцев — некоторая неприкасаемость тренерского штаба, который федерация в данный момент считает ведущим. Это приводит к несбалансированности и нарушает равновесие сил — в одном штабе плотность спортсменов на квадратный метр зашкаливает, при этом есть все необходимые условия для подготовки. В других группах из-за отсутствия топ-пар постоянный дефицит финансирования. Но чтобы топ-пары появились, нужен лед в достаточном объеме и качестве. Замкнутый круг очереди в танцах на льду мог бы стать десятым у Данте.© РИА Новости / Александр Вильф | Перейти в медиабанкАлександр Жулин© РИА Новости / Александр ВильфПерейти в медиабанкАлександр ЖулинОказывается, даже в условиях однополярного мира (есть Жулин на почтительном возвышении, а дальше с разной удаленностью все остальные) возможно творческое разнообразие. Вообще энтузиасты вроде Екатерины Рублевой и ее группы, Ксении Румянцевой и Екатерины Волобуевой, — делают танцы на льду лучше. Несмотря на сильное сопротивление, с которым приходится двигаться, они не теряют интереса к делу. Только отчаяннее ищут возможность быть замеченными. Не судьями, так зрителями. Не пьедесталом, так сказанным кем-то после соревнований: «Представляешь, сегодня одна пара каталась под «Песняров»! Мне так понравилось!»