«Русский вызов» напоминает всем нам, насколько редки и ценны в фигурном катании по-настоящему творческие личности. Суть турнира обязывает сиять — свежей мыслью, колоссальным артистическим мастерством или же просто очень качественным номером — в своем стиле либо за рамками зоны комфорта. Здесь не вариант пройти порожняком, ведь вытащить себя ультра-сложным контентом практически невозможно. Учитывая, как много говорено об артистическом потенциале фигурного катания, складывается ощущение, что сиять и удивлять для спортсменов — дело довольно легкое. Но на поверку оказывается, что очень часто ожидания оказываются проблемами тех, кто смотрит соревнования. Текущий выпуск турнира шоу-программ обещал многое — изменения в судействе, внедрение зрительского голоса в распределение итоговых результатов и новую тему для номеров — «создать атмосферу праздника» и «доставить радость». С одной стороны, абстракт, с другой — достаточно четкий вектор с широким диапазоном возможностей. Вопрос лишь в том, как ты им распорядишься.© РИА Новости / Алексей Даничев | Перейти в медиабанкНаталья Хабибуллина и Илья Княжук© РИА Новости / Алексей ДаничевПерейти в медиабанкНаталья Хабибуллина и Илья КняжукНо для начала — почему вообще потребовалось ограничивать тему? Официальных комментариев на этот счет не было, но нетрудно догадаться, что виной всему массовый выбор грустных тем на предыдущем «Русском вызове». Тогда трагедию — личную или народную — эксплуатировал едва ли не каждый второй, выкачивая слезу из населения и призы — из членов жюри. Выглядело так себе, и это, кажется, уловили в том числе и организаторы.© РИА Новости / Алексей Даничев | Перейти в медиабанкКсения Синицына© РИА Новости / Алексей ДаничевПерейти в медиабанкКсения СиницынаПоэтому в нынешнем году решили турнир осветлить, параллельно отойдя от беспроигрышной формулы «лирика = победа». И первый же номер нового «Вызова» — от Ксении Синицыной — смотрелся абсолютным антиподом печали. Зажигательная, эффектная и невесомая постановка на тему Ивана Купалы была свежей, как прохладный ветер у реки в июльский день. И судьи оценили ее ровно так же — прохладно.С этого момента начинается интересное. Едва ли не каждый номер, соответствующий тематике этого года, получал довольно посредственные оценки. Даниил Самсонов скатал Чебурашку в здоровенной ростовой кукле — с прыжками, с хореографией, с пионерами, роль которых сыграли юные ученики школы «Хрустальный». В конце уселся на лед и поел апельсин. Казалось, вот оно, то самое! И судьи согласны — то самое, на предпоследнее место.© РИА Новости / Александр Вильф | Перейти в медиабанкСофья Муравьева© РИА Новости / Александр ВильфПерейти в медиабанкСофья МуравьеваСофья Муравьева — одна из талантливейших фигуристок поколения — в какой-то момент оказалась в плену у лирики. Для нее тема нового «Вызова» была и взаправду вызовом — самой себе. И возможностью, наконец, отойти от классической формулы программ Софьи Муравьевой — нежной, лиричной, но уже немного поднадоевшей. Началось все базово — Алиса в стране чудес, милое платьице, чаепитие. Закончилось танцами на столе под Леди Гагу и отжигом на все деньги, причем органичным и совершенно не выглядящим чем-то инородным. Ну и как вам такое, судьи?! «Нормально», — говорят они и отправляют ее куда-то в середину турнирной таблицы.Напоминаем, кто забыл — тема турнира звучит как «хорошее настроение». Это очень важно, ведь мы стремительно, как Софья Леонтьева/Даниил Горелкин в искрящей показалке под русскую версию Besame Mucho (заняли место в самом конце таблицы), летим ко второму отделению. © РИА Новости / Александр Вильф | Перейти в медиабанкСофья Леонтьева и Даниил Горелкин © РИА Новости / Александр ВильфПерейти в медиабанкСофья Леонтьева и Даниил Горелкин Там тоже были классные, бодрые номера. Например, Петр Гуменник в образе главного героя «Трансформеров» Оптимуса Прайма и «роботизированной» хореографией — классно, оригинально, отлично исполнено и совершенно не нужно судьям. Или Василиса Кагановская/Максим Некрасов с программой в образе Харли Квин и Джокера — в наличии и стиль, и атмосфера комиксов, и мощнейшее перевоплощение Некрасова, по-настоящему вжившегося в роль обезумевшего преступника. Вы все правильно поняли — Василиса с Максимом максимально далеки от пьедестала.© РИА Новости / Алексей Даничев | Перейти в медиабанкВасилиса Кагановская и Максим Некрасов© РИА Новости / Алексей ДаничевПерейти в медиабанкВасилиса Кагановская и Максим Некрасов
Кондратюк один на всех
Если мы посмотрим на топ-8 по мнению жюри, то обнаружим, что шесть из них катали лирику.
- Дмитрий Алиев растрогал посвящением маленькому себе (роль сыграл Лев Лазарев) и наказал сразу мыть тарелку после гречки.
- Александра Степанова/Иван Букин прокатали типичную показалку на уровне «Ледникового периода».
- Матвей Ветлугин был максимально близок к оммажу Алексея Ягудина из его первого победного «Русского вызова», но под конец зашел в нужную дверь — подарил цветы девушке (сыграла Ксения Синицына) и пришел к катарсису.
- Виктория Синицина/Никита Кацалапов сделали танго, но не переплюнули собственное же — образца сезона-2018/19.
- Татьяна Волосожар/Максим Траньков занялись пропагандой семейных ценностей и закончили номер в обнимку со своими детьми.
- Анна Щербакова скатала трагизм, посвященный, вероятно, утрате некого близкого человека (судя по фасону пиджака — мужчины). В конце номера звучит дверной звонок — может, человек вернулся, а, может, и нет.
«Трое детей и много собак»: Трусова объявила о беременности Вчера, 19:40По сути, из всего судейского топа абсолютным попаданием в тему турнира отметился лишь Марк Кондратюк. И он же, что самое интересное, практически в одно лицо отдувался за все фигурное катание — которое, вроде как, на стыке искусства, а фактически оказалось недостаточно оригинальным и не слишком изобретательным, чтобы придумать хотя бы с десяток авторских идей для самого нешаблонного турнира, а не брать бесконечные оммажи и отсылки к классике — кино ли, литературе ли, Ягудину ли, не суть важно.© РИА Новости / Алексей Даничев | Перейти в медиабанкМарк Кондратюк© РИА Новости / Алексей ДаничевПерейти в медиабанкМарк КондратюкА вот Кондратюк (и Софья Самодурова, игравшая роль легкомысленной балерины) — смог. Его номер одновременно и смешной, и цельный, и по-настоящему авторский. Хорошо, что именно он в итоге победил, иначе было бы совсем не до шуток.
Но тем не менее вопросы остаются. Первое — зачем в фигурном катании пишутся регламенты? Это же трата времени, сил, казенной бумаги в конце-то концов. Для чего это все, если «хорошее настроение» по итогу превращается в настоящий парад то ли сладкой, то ли горькой грусти — потому что она все еще работает, а победить всем хочется? Ведь неподходящий по тематике номер можно отсеять или попросить переделать. А если неловко отсеивать, тогда возвращаемся на несколько предложений назад — зачем вообще писать регламент?Бурунов рыдал, чемпион бесился: как фигуристы делили миллионыВчера, 21:30Второе — почему большинство фигуристов не хочет выйти за рамки типичного показательного номера? Неужели очередной Майкл Джексон или «Ледниковый период» настолько интересны самим спортсменам, чтобы брать эти темы снова и снова? И неужели это настолько трудно — поставить номер с оригинальной идеей? А если трудно, тогда стоит ли растягивать турнир аж на четыре с лишним часа и наполнять его чем-то вторичным, заставляя мучиться и зрителей, и самих спортсменов?
Словом, этот «Русский вызов» должен был подарить радость, а по итогу посеял зерна сомнения относительно творческого потенциала фигурного катания. Хорошо все-таки, что у нас есть Марк Кондратюк. Плохо лишь, что он у нас такой один.