Фигурное катание

«Спортсмены существуют в этом колхозе»: беседа с дизайнером чемпионок

Художник по костюмам Наталия Большакова придумала образы многим чемпионам мира и Олимпиад в фигурном катании и синхронном плавании. В интервью РИА Новости специалист рассказала, как отличить искусство от ширпотреба, почему в российских танцах на льду случился кризис и как плохой вкус тренера может влиять на результаты спортсменов.

«Выйдешь в пачке и всех убьешь»

– Вы в фигурном катании уже больше 30 лет. Что-то важное для вас в нем кардинально изменилось?– Мне всегда думалось, что спортсмены высокого уровня к костюмам относятся более чем серьезно. Ну, я по опыту сужу. Марине Анисиной ведущие французские кутюрье, включая Готье, предлагали заниматься ее образом бесплатно. А она приглашала меня, федерация оплачивала дорогу, проживание и сами костюмы. Для нее это было важно.Сейчас мне непонятно легкомысленное отношение к костюмам. Ты идешь на олимпийскую медаль. И все, что останется в истории, – вот эта запись выступления. Все остальное уйдет: тренировки, старания, форма. Ты станешь седым, старым, толстым, никто не подумает уже, что человек мог когда-то так прыгать.А запись останется. И на ней ты будешь в жутком костюме. Вот это покажешь детям и внукам? Даже на простую фотосессию все стараются одеться хорошо и накраситься. А тут на кону 20-25 лет жизни спортсмена.– Если уйти от конкретных персоналий, в чем легкомыслие проявляется?– Костюм теперь может поражать воображение объемом работы, которую проделал мастер. Скажем, количеством нашитых камней. Но с точки зрения художественной вот это «от кутюр», которое было раньше, пропало.От образа мы ушли к фасонам: такая-то длина юбки, открытая или закрытая спина, голые руки. Подходят они к музыке, не подходят – никого не волнует. Принцип: давай ты выйдешь в пачке и всех убьешь, давно никто так не катался.Мазохизм! Зачем ведущие танцоры России массово уходят от тренеров10 апреля, 19:40– Возможно, спортсмены просто стали чувствовать больше собственной ответственности за костюмы? Поэтому вмешиваются в процесс.– Мне тут рассказали, что ведущая канадская пара Гиллес/Порье сама себе рисует эскизы, а какой-то индиец по ним потом шьет костюмы. Раньше казалось, что их китч (местами – полное безобразие) выбран сознательно. Придуман художником, чтобы выделиться, скрыть недостатки, которых у них много. Оказывается, нет, просто самодеятельность. Но пусть даже мне или кому-то другому это не нравится, нельзя игнорировать, что они отличаются от других. Самое главное – уникальность. Остальные только копируют чужие образцы, а эти пытаются сделать что-то особенное.– Тогда в чем еще может быть причина ухода от образов к фасонам, как вы называете?– Сейчас тренер, как будто он босс и звезда, приглашает в команду тех, на кого можно орать, кому указывать, что делать. Раньше звали, например, Людмилу Власову или Елену Матвееву – звезд. Тренер смотрел на приглашенного как на равного или даже снизу вверх, если это пока не очень опытный специалист.Теперь же человек, который в жизни прочитал две книжки, одна из них – букварь, не видевший ничего, кроме льда, думает, что знает все лучше всех. Сам ставит программы, рисует костюмы или просто жестко вмешивается в процесс.Сейчас отношение к художникам и хореографам как к прислуге. Подай, принеси, пошел вон. Ну и кто останется работать? И какой результат получится? В этом колхозе и существуют российские спортсмены. Мечтают, как бы им костюмы заказать у канадского художника Мэтью Кэрона.Я работала еще, можно сказать, за железным занавесом в России. Но Брайан Бойтано, олимпийский чемпион, просил у Сережи Пономаренко для выступления рубашку, которую сама делала. Марина Анисина заказывала платья, находясь во Франции. А сейчас из России иностранцы берут костюмы, потому что у нас дешевле, а не из-за красоты. Потому что куча всего на костюме, видно, что большая работа – в Европе или Америке такое будет стоить миллион. Люди не понимают, что это плохо, считают шедеврами. Если аккуратные строчки и очень много страз, значит, костюм достойный. Но это вообще не так работает.© РИА Новости / Александр Яковлев | Перейти в медиабанкМарина Анисина и Гвендаль Пейзера© РИА Новости / Александр ЯковлевПерейти в медиабанк

«Раньше боялись слово сказать»

– А есть художники, чья работа вам нравится?– Мэтью Кэрон нравится. Правда, у него есть одна звезда – Мэдисон Чок. С ней он очень тонко работает, возится, придумывает. А почти все остальные, что называется, на «отвали». Не могу сказать, что была бы в восторге от костюмов Мэдисон, если бы они просто висели на вешалке. Это все немного «too much». Надень на другого – будет катастрофа. Настолько точное попадание в нее, что родился узнаваемый стиль. Так и должно быть.У Кэрона, кстати, лекала в компьютерной программе. Меня это так поразило! Я всегда считала, что костюм для фигурного катания – от кутюр. Он создается методом наколки, примерки и так далее. А это 90% ручная работа. Компьютеризация – серийная работа, массовая.– Чем плохи компьютерные лекала?– Это не плохо, просто следствие стремления все упростить, сделать быстрее и побольше заработать. Тот факт, что в сферу проникла компьютеризация, говорит о том, что она становится утилитарной. И программы такие же бюджетные стали, утилитарные.– Если есть программы бюджетные, этакий масс-маркет, то существуют и кутюрные?– Кутюрные – это то, что ставит Роман Агенауэр для Пападакис/Сизерона. Каждый элемент вписан в музыку, нельзя поставить другой вместо него. Любой жест осмысленный. Каждая эмоция объяснима. Марина Зуева еще так ставит.© РИА Новости / Ольга Бенар | Перейти в медиабанкГабриэла Пападакис и Гийом Сизерон© РИА Новости / Ольга БенарПерейти в медиабанк– Откуда у Зуевой и Агенауэра такие суперспособности?– Почему у Марины Зуевой хороший вкус? Я давно ее знаю, работала с ней. Она всегда очень много училась. В те времена спортсмены еще в школу нормально ходили и институт оканчивали. Она много читала, видела. С ней разговариваешь и понимаешь: человек разбирается в музыке, театре, искусстве. И этот интеллект мне виден в ее программах и в том, как растут спортсмены.Романа Агенауэра тоже знаю давно, еще с тех пор, как он работал вторым тренером. Он интересовался всем и все хотел увидеть, узнать, понять, попробовать. У европейцев в принципе нет такого, что они дни напролет на катке проводят. Понятное дело, что это сильно влияет на кругозор и чувство прекрасного.В других странах фигурным катанием чаще всего занимаются дети родителей, которые обеспечены благодаря хорошему образованию. А у нас спорт – социальный лифт. Но если раньше сюда приходили люди, которые боялись слово сказать, потому что с ними работали профессионалы, то теперь родители решают сами, причем за государственные деньги, что удивительно. Парадокс: люди распоряжаются не своими деньгами.В 90-е годы не было такого финансирования и близко, но все еще работало по-старому. Поэтому и результаты были. А сейчас ни одной стране мира и не снились такие вложения государства в спорт, как в России. И к чему мы пришли? Я считаю, что имею право об этом говорить, потому что смотреть просто больно. Всю жизнь посвятила данной работе.– Вам возразят, что медали-то есть. Ну, были до отстранения нашей сборной. А значит, все у нас хорошо.– В одиночном катании есть, да. Но все ушло, к сожалению, в технику. Невыносимо видеть, как штучные программы тех же японок проигрывают проходным из-за техники. С одной стороны, так правильно, наверное, потому что это спорт. Но мне кажется, мы не имели права утратить художественность. Это всегда отличало фигурное катание, делало его особенным видом спорта.«Разврат на льду». Кто добавил сексуальности Трусовой и другим фигуристам10 апреля, 13:30

«Поражаюсь стадному чувству»

– Как бы вы оценили состояние российских танцев на льду?– У меня сердце кровью обливается, как мы отдали позиции. Мне очень нравится пара Степанова/Букин. Они такие красивые! Я как художник получаю эстетическое удовольствие от того, что просто на них смотрю. Но они же вторичны. А так не выигрывают. Хотя все для побед есть.То же самое и с Синициной/Кацалаповым. Надеюсь, Саша (Жулин) на меня не обидится. Он гениально сработал с ними в том смысле, что сделал такой беспроигрышный вариант, «Russian style», пусть и 90-е годы. Они отлично выступили и взяли серебряные медали Олимпиады. Но не должны и не могли стать чемпионами, потому что не внесли ничего нового в фигурное катание. Пападакисы внесли. Марина Анисина внесла, хотя можно спорить, кто тогда лучше катался, она или Авербух. Верчу/Моир образца 2010 года внесли. Да, случайные чемпионы тоже бывают. Но в веках остаются именно те, кто привнес свое.– Верчу/Моир образца Олимпиады-2018 вам уже не так близки?– Когда они ушли тренироваться в Монреаль, мне категорически не нравились ни программы, ни стиль. На мой взгляд, они должны были проиграть Олимпиаду-2018. Несмотря на эту злосчастную лямку (у Пападакис расстегнулось платье в ритм-танце – ред.). Верчу/Моир без Зуевой лишились шарма. Откуда-то взялись эти латины в лосинах, «Мулен ружи»… Как дети: сегодня – цыганщина, завтра – Кармен, послезавтра – Восток. Они так же прекрасно катались, как раньше, были безумно техничны, но потеряли художественную составляющую.– Почему у нас в танцах сейчас такой массовый исход ведущих дуэтов к одному тренеру?– Я поражаюсь этому стадному чувству. Почему, если Жулин хороший тренер, к нему пошли все? Потому что никто не хочет постараться и отличиться. Потому что у Жулина связи, будет финансирование, не надо думать насчет льда, где достать деньги на то и на это. Плюс у него характер хороший. «Да все будет зашибись вообще», – так, видимо, думают спортсмены. Никто не хочет выйти из зоны комфорта и попробовать что-то новое.– В России есть тренеры, похожие в работе на те лучшие образцы, которые вы сегодня вспоминали?– Среди тренеров таких звезд уже нет. Кто-то уехал из России, кто-то постарел. Начала это все Тарасова. Стала работать с Зайцевым, пригласила Матвееву. Но она личность. Какие у нее знакомые! Начиная от мужа и заканчивая всеми остальными. Угадайте, где я чаще всего встречала Тарасову? На фортепианном концерте в большом зале консерватории. Или на спектакле в театре «Современник». Она сама туда ходила и учеников водила. Вот так воспитывала всех благодаря собственному широкому кругозору. Не могу сказать даже, что мне близок ее вкус, но она точно разбиралась в искусстве.А если человек, кроме маникюрного салона и ресторана, ничего не видел в жизни, как он может понять разницу между искусством и ширпотребом? Нынешние тренеры ничего не видели. Они знают, что Louis Vuitton – хорошо. И если, мол, я его надену, все подумают, что у меня хороший вкус. Но не бренд пальто показатель твоего вкуса, а то, в чем катаются твои спортсмены.Война с Тарасовой, предательство учеников: забытая глыба фигурного катания31 марта, 16:00

«Группа Тутберидзе одета безобразно»

– Вы про кого-то конкретного говорите?– Вот группу Тутберидзе взять. Все думают: если эти девочки – чемпионки, значит то, во что они одеты, хорошо. И все будут одеваться так безобразно. Мое мнение: группа Тутберидзе выглядит безобразно. Так и напишите. Безвкусно. Непрофессионально, просто ужасающе. Вся группа. Но все будут одеваться так же, потому что они не видели другого и равняются на олимпийских чемпионок.– Можете сформулировать, почему именно вы считаете это безвкусным?– Потому что в этом нет замысла художника и постановщика. Есть конвейер платьишек или комбинезончиков: сегодня сделаем зеленое, завтра – синее, послезавтра – красное. Больше камней, градиента, мишуры всякой – готово. Причем решения принимает не то тренер, не то родители, а портниха золотыми ручками все это делает, не имея права голоса или просто собственного мнения. По факту все одеты одинаково, без учета индивидуальности каждой девочки и конкретного ее образа в программе. Кто же будет такими мелочами озадачиваться.За границей тоже не все такие умные, там бывают плохие примеры. Но ни одна француженка или итальянка в таком платье, как у девочек Тутберидзе, не выйдет. Просто потому что она среди другого росла.Так же и в художественной гимнастике у Ирины Винер. Это катастрофа. Спортивные костюмы и бриллианты – это как? Дурновкусие у нас пропагандируется. Дети мечтают, что вырастут – тоже купят бриллианты, Louis Vuitton, наденут шляпу и так будут ходить. При этом Винер – гениальный режиссер, давшая жизнь множеству чемпионок. Но в вопросах вкуса она не может быть ориентиром.Тренер для спортсменов – царь и бог. Но если человек успешен, это не значит, что у него безупречный вкус. Одно к другому не прилагается. Он не может обладать всеми талантами сразу.© РИА Новости / Александр Вильф | Перейти в медиабанкФигурное катание. Чемпионат Европы. Женщины. Произвольная программа© РИА Новости / Александр ВильфПерейти в медиабанк

«Одиночников с четверными через 30 лет не будут смотреть»

– Будем исходить из того, что не все по умолчанию могут отличить достойное от недостойного. Как это можно воспитать в себе?– Люди должны видеть красивое. Это как с музыкой. Люди, приходящие на концерт первый раз и слышащие любого пианиста, подумают: «О, как он здорово играет!» Если даже он выступает отвратительно. Просто потому, что они не слышали другого и так не умеют. А когда слышишь одного, второго, третьего, можешь сравнить и потом уже отличишь плохое от хорошего. Но этому надо учить с детства.– И вам снова возразят, что это все вторично, а по-настоящему важны техника и спортивная составляющая.– Один известный спортивный менеджер, который, насколько я знаю, одно время занимался Сашей Трусовой, написал такую фразу про успешного спортсмена: «Стопроцентно сделанный проект». Спортсмен со всеми его достоинствами, программа, хореография, образ. А сейчас у нас проектов нет.– Можете привести свежие примеры таких «проектов»?– Марина Зуева лепит подобное с Дайсуке Такахаси. Его карьера феноменальна, конечно, и то, как он сейчас выглядит в танцах на льду. Или еще более яркий пример – Пападакис/Сизерон. Все, включая их поведение вне льда, то, как они говорили, как одевались и что делали. Но я, кстати, не знаю, кто с ними работал над костюмами. Возможно, есть личный вклад, потому что у Сизерона художественное образование.– В России кто-то может создать такой проект?– В России создать проект некому. Кроме Ильи Авербуха, на мой взгляд. Он вообще большая умница. Но для создания проекта в спорте ему нужно совсем забросить шоу.Однако в спорте у него не всегда так получается, как в ледовых постановках. Тем же Степановой/Букину он поставил вторичный танец. «Мы как Пападакис, только лучше». Вы же за ними повторили. Первыми будут те, кто иногда даже плохо катается, но придумывает свое.Условная Мэдисон Чок может вам не нравиться. Хотя ее ни с кем не перепутаете. Она просто не захочет быть «как Пападакис».© Фото : Пресс-служба ISUАмериканские фигуристы Мэдисон Чок и Эван Бэйтс© Фото : Пресс-служба ISU– Что нужно сделать, чтобы все изменить к лучшему?– Каждый должен заниматься своим делом. Тренер, художник по костюмам, хореограф. Они учатся всю жизнь, не переставая.Должно быть воспитание. И нужно прекратить безобразие с выдачей дипломов в качестве приложения к олимпийской медали. Превратили спортсменов в кошмар. Если даже кто-то научился неплохо говорить, это не меняет общего состояния. Они же все необразованные. За что давать диплом МГУ? Дискредитация высшего образования, позор России. А ведь спортсмены потом и становятся тренерами.– Непрофессионал может увидеть и понять те тонкие материи, о которых вы говорите?– Непрофессионал тоже увидит. Просто он оценит спустя время, а профессионал может оценить в моменте. Посмотрите записи выступлений чемпионов прошлых лет. Не было такой отточенной техники, как сейчас, таких возможностей у спортсменов, мода тех времен давно ушла. Но это выглядит цельно и красиво до сих пор – и костюм, и программа, и подготовка фигуриста. Вы как будто смотрите спектакль.Через 30 лет люди продолжат смотреть Пападакис/Сизерона, потому что там есть программа. Отдельно взятый экспонат прекрасной выставки. Одиночников с их четверными прыжками не будут смотреть, потому что через 30 лет фигуристы начнут делать пятерные. Мы же сейчас ягудинскую «Зиму» пересматриваем не из-за четверного тулупа, немыслимого для того времени. И не за дорожку первого уровня по нынешним правилам. «Зима» и другие программы подобного масштаба – гениальная идея, воплощенная через искусство хореографии, постановки, костюма. Поэтому у них нет срока давности.Обольстительная немка. Как Катарина Витт покоряла мужчин и судей13 апреля, 08:00

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»