Фигурное катание

«Гениально!»: как Слава Зайцев и Татьяна Тарасова устроили революцию

30 апреля стало известно об уходе из жизни прославленного российского и советского модельера Вячеслава Зайцева. РИА Новости Спорт рассказывает о роли кутюрье в успехах нескольких поколений наших фигуристов-чемпионов. Созданные по его эскизам костюмы помогли завоевать не одно золото Олимпиады, чемпионата мира и Европы.Многие прогрессивные вещи в нашем фигурном катании связаны с именем Татьяны Тарасовой. Благодаря своему широкому кругозору и уважению к чужому профессионализму она привлекала профессионалов из разных сфер для работы со своими спортсменами. Одной из таких сфер, несомненно, был пошив костюмов.Сейчас можно в любой лавке купить отрез эластичного бифлекса в сотне цветов, наклеить удобным технологичным клеем специально купленные стразы, а эскиз нарисовать в компьютерной программе. Раньше надо было здорово попрыгать с бубном, чтобы сделать самое простое платье. С одной стороны, жить в индустрии «фигурки» стало проще, и растущая ее популярность это подтверждает. Но процесс создания костюма из ритуального действа превратился в утилитарное примитивное дело. Вячеслав, или, как он сам предпочитал себя называть, Слава Зайцев, был из тех, кто работал непримитивно.По его судьбе можно снимать приключенческий фильм, причем первая часть будет почти трагической. Военное тыловое детство. Отец-фронтовик, дошедший до Берлина, но из-за немецкого плена осужденный как изменник Родины на 15 лет. Первый раз Слава увидел его осознанно, когда ему было двадцать. Довольно ранняя смерть матери. Сложный непутевый брат, которому Зайцев впоследствии будет помогать всю жизнь.Есть такая поговорка, что дуб растет среди дубов. Мол, неоткуда взяться таланту художника у ребенка, который рос в Иваново, а не во Флоренции или Париже. Однако талант был, рос и крепчал, и места ему было мало.Опустим все карьерные перипетии Славы Зайцева — это достойный материал даже не для отдельного текста, а для книги. Скажем лишь, что он добился огромного успеха и признания, в том числе международного, и все это с поправками на сложности времени. Свободной моды в СССР не было, выезжать за границу Зайцев не мог. Тем не менее ему удалось изобрести собственный язык в моде, быть супервостребованным в своей стране и закрепить за собой звание «Красный Диор» в глазах остального мира.© РИА Новости / Сергей ГунеевНаталья Бестемьянова и Андрей Букин© РИА Новости / Сергей ГунеевНаталья Бестемьянова и Андрей БукинТаким состоявшимся профессионалом его и пригласила в фигурное катание Татьяна Тарасова. Их познакомила главный режиссер «Современника» Галина Волчек. Ученикам Тарасовой Ирине Моисеевой и Андрею Миненкову, а особенно Наталье Бестемьяновой и Андрею Букину, требовалось яркое узнаваемое лицо. План оправдал себя на все сто — оба дуэта всегда выглядели индивидуально, с иголочки и никого не копировали. Зато другие копировали их стиль, как обычно бывает с лучшими.В работе Зайцев проявлял большое внимание к деталям и всегда проговаривал со спортсменами, как именно они понимают танец. Много слушал музыку и рисовал, рисовал, рисовал эскизы. Потом из них общими усилиями выбирался лучший, и начиналась уже работа другого плана.© РИА Новости / Дмитрий ДонскойИрина Моисеева, Андрей Миненков© РИА Новости / Дмитрий ДонскойИрина Моисеева, Андрей Миненков«»Как каждый большой мастер, он понимает, когда у него получается дело, над которым он работает, и один из многих вариантов принимается тогда, когда Слава сам себе говорит: «Гениально!» Меня восхищает это его «Гениально!» Платья делает он вроде бы совсем простые, без единой блесточки, но такие стильные, изысканные, такие авангардистские. Не знаю более удачных юбок к рок-н-роллу, чем те, которые нам сделал Зайцев в сезоне 1983 года, когда этот танец входил в программу как оригинальный. У Наташи Бестемьяновой была полосатая юбка-штаны, она шла ей удивительно», — так вспоминала совместную работу с Зайцевым Тарасова.Он не стал массово создавать костюмы фигуристам, потому что это противоречило бы его штучному подходу к каждому из собственных творений. После Бестемьяновой/Букина, которые в его нарядах выиграли все, включая золото Олимпиады, маэстро взял паузу. Вернулся он спустя почти 20 лет, снова одевая спортсменов, связанных с Тарасовой. Это были Яна Хохлова и Сергей Новицкий — ученики Ирины Жук и Александра Свинина.«»Не помню, чтобы он нас останавливал. Нам вообще ничего не запрещалось — он постоянно прислушивался к тому, что мы просили, и никаких проблем во время работы над костюмами у нас не возникало. Были обычные рабочие моменты. Где-то брюки поудобнее, где-то свободнее, что-то просил добавить, что-то убрать. Словом, у нас не было проблем типа «я нарисовал эскиз, я сказал, так мы и будем шить, а шаг вправо или влево — попытка к бегству», — рассказывал Сергей Новицкий в одном из интервью.© РИА Новости / Владимир Баранов | Перейти в медиабанкЯна Хохлова и Сергей Новицкий© РИА Новости / Владимир БарановПерейти в медиабанкЯна Хохлова и Сергей НовицкийВ работе с фигуристами Слава Зайцев обрел творческое равновесие, особенно важное для этого вида спорта. Каким бы прекрасным ни был костюм, если в спине жмет, а брюки висят парусом, получится так себе. И никакого победоносного впечатления уже не будет. При этом главным все равно оставался Зайцев как кутюрье, поэтому и результат всегда выходил эксцентричным и запоминающимся.Его костюмы для чемпионов сейчас могут выглядеть несовременными и гротескно-театральными. Но с учетом времени они были авангардными и превращали их обладателей в объект всеобщего внимания. Во всех без исключения костюмах Зайцева есть одно его личное свойство — он очень хотел сделать людей красивыми и вывести их из тени.

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»